Вопрос
В последние годы в широкие виноградарские массы "внедряется"
немало гибридных форм винограда народной селекции. Как наука
относится к такому "пополнению"?
ОТВЕТ Действительно,
заметное ныне оживленье в "селекционных" рядах…
Хотя вот что странно: я, как профессиональный селекционер,
не говорю ведь хирургу: "Я почитала учебник, покажи мне
пару раз, как делать надрез и я пойду лечить людей…"
Почему мне, после детального прочтения учебника, нельзя стать
хирургом, а журналисту, парикмахеру или шахтеру, в свободное
от основной работы время, можно стать селекционером?.Как замечают
мне многие селекционеры-любители - "мы университетов
не кончали, и для занятий селекцией не нужно иметь три высших
образования". Вот интересно. Для того, чтобы стать врачом
- нужно образование, химиком-технологом - нужно образование,
архитектором - нужно образование… И никто это не оспаривает.
А в виноградарстве в целом и в селекции в частности очень
все просто, оказывается. Можно делать что хочешь - ответственности
никакой. И из-за этого в настоящий момент происходит борьба
науки с самодеятельностью, и, к сожалению, пока побеждает
самодеятельность. Не потому, что лучше, а потому, что использует
запрещенные, нечестные приемы и всякого рода обман и недомолвки,
то есть ведет себя крайне "неспортивно".
Думаю, способствуют созданию такой ситуации искаженное представление
о таких понятиях, как "свобода слова", "свободная
пресса", отсутствие должной законодательной базы, "дикий"
рынок с его неутомимой жажда наживы…
Ныне, например,
любой желающий, не зависимо от рода деятельности и образования,
может написать книгу "о чем угодно", и, договорившись
с издательством (а деньги сейчас нужны всем), выпустить ее
в свет, украсив своим фото и картинками. Еще и надписать:
"научное издание". Пожалуйста! Печатайте что хотите…
А еще можно воспользоваться тяжелым материальным положением
или болезнью какого-нибудь авторитетного ученого в данной
области, и он подпишет аннотацию к вашему изданию: деньги
часто творят чудеса!..
Примеров такого
"самиздата" в виноградарстве можно привести сколько
угодно - как в России, так и в Украине.
А тут еще началась
и "селекционная" гонка: кто кого круче, кто больше
"шедевров" на-гора выдаст и подороже это все продаст.
Дошло до того, что один украинский автор в своей книге написал:
"Мы, виноградари-любители, не хотим быть заложниками
селекционеров-оригинаторов и испытывать их гибриды, сорта".
Это уже гордыня, на мой взгляд. Получается, что научных работников
надо разогнать, так как толку от нас нет. Мне непонятен этот
снобизм большинства любителей-"селекционеров". Ведь
использовать в своих скрещиваниях хороших родителей, над которыми
поработало не одно поколение ученых разных институтов - не
проблема, это чисто техническая работа.
Не нужно большого
ума, чтобы опылить сорт с функционально женским типом цветка,
выведенный в каком-нибудь НИИ, пыльцой обоеполого сорта, тоже
выведенного в каком-то НИИ, что и делает большинство любителей-селекционеров.
Почему не проводится скрещивание обоеполых сортов? А зачем
мучаться, проводить кастрацию? Зачем изучать схемы скрещивания,
анализировать возможное расщепление признаков и строить модель?
И так сойдет… В погоне за денежной прибылью и славой "народного
селекционера" все средства хороши! Следует сказать, что
конечной целью государственных селекционных центров является
передача нового кандидата в сорта в Госортоиспытание (в сеть
ГСУ по всей стране) для изучения и выбора оптимальных зон
выращивания данного кандидата в сорта, а не получение моментальной
денежной выгоды. Не все кандидаты в сорта в последствии по
итогам сортоиспытания станут районированным сортом.
Почему-то считается, что селекция - это тяп-ляп, и все. В
общем, не хирургия и не атомная энергетика. Скоро "народная
селекция", наверное, освоит и генную инженерию - для
наших людей нет непреодолимых задач! Главное в этом деле -
грамотный пиар и наглая ложь, это очень действенные методы.
К сожалению,
до сих пор в наших странах нет твердой законодательной базы,
регламентирующей деятельность как государственных, так и частных
селекционеров. В законе должны быть прописаны четкие нормативы
и правила проведения селекционных работ, утверждены методики
и направления селекции, обязательные к исполнению для всех
групп селекционеров, права на новый сорт и обязанности авторов,
а также штрафные санкции.
Какое отношение у науки к сортам народной селекции? Двоякое.
Есть страны и регионы, где никогда не было селекционных центров
по винограду, своих гибридных питомников и селекционного генофонда,
зато есть уважаемые селекционеры, серьезно относящиеся к своим
сортам, десятилетиями проверяющие полученные гибридные формы.
Примером таких селекционеров могут быть, например, Р.Ф.
Шаров (г. Бийск, Россия), П. Сукатниекс (Латвия), А. Гайлюнас
(Литва) и другие.
И совсем другое
дело - это наши южные "народные селекционеры". Тут
в игру вступает другой принцип - страстное стремление побыстрее
заработать на новом "шедевре". Ведь селекция требует
длительного изучения и объективной оценки, а рыночная продажа,
наоборот, быстрой реализации, для достижения которой все средства
хороши: и дутая реклама, и издание книг с картинками, и пиар-акции
в прессе. Люди идут на все, лишь бы урвать кусочек славы в
узких виноградарских кругах, потешить свое самолюбие и заработать
побольше денег.
Стремление
похвальное, но почему за счет простых виноградарей?
Итак, вот способы "сравнительно честного отъема денег
у населения".
Первый - продать за огромные
деньги, как супер-новинку, черенок (даже не саженец!) старинного
малоизвестного сорта. Часто в такой роли выступают сорта вида
Витис винифера, им просто придумывают новое, красиво звучащее,
название. Например: Чудо Болгарии, Марадона белая и т.д. и
т.п. Название можно даже не менять. Например - Брестовица.
Вокруг этого сорта сейчас настоящий бум, а ведь выведен он
в Болгарии в… 1963 году, от скрещивания сортов Италия и Янтарь,
так же, как и Болгария, и Супер ран Болгар - комбинации скрещивания
у них одна. Хорошенькая "новинка", свеженькая!
Второй
способ - тот же обман, но уже поизощреннее: "селекционер"
запускает в оборот сеянец ПЕРВОГО плодоношения с совершенно
неизвестными характеристиками; хотя известно всем - первое
плодоношение очень часто подводит селекционера! (С точки зрения
науки и этики это просто недопустимо. В любой стране за такие
дела припаяли бы штраф, вплоть до самых жестких мер, ведь
это называется "засорением генофонда"). Делается
фотография и описание. Какое описание? Да какое в голову придет!
Главное - наиболее привлекательное с точки зрения потребителей.
Это единственный критерий для такого рода описания, и чем
выше характеристики, тем эффективнее потом идет продажа. Никаких
замеров не делается, никаких анализов - ничего, методики сортоизучения
не применяются… А зачем? Разве это важно? Важно грамотно
провести рекламную кампанию, что с успехом и делается.
А наивные виноградари-любители читают и думают: вот это сорт!!!
И начинается гонка "за почечкой". За любые деньги!
А создатель сего "шедевра" еще и искусственно создаст
дефицит посадочного материала, чтобы повысить цену до заоблачных
высот. Ажиотаж в данной ситуации подогревает еще группа виноградарей-любителей,
которых я называю "коллекционеры" (они собирают
сорта винограда, как кто-то марки или монеты). Их много, они
очень хорошо связаны между собой, и почти мгновенно узнают
о новых гф "народной селекции". Это они первыми
начинают разносить информацию о новом "шедевре"
по городам и весям, не жалея хвалебных слов и описания его
исключительнейших качеств. Очень часто такие "коллекционеры"
-опытные, известные , уважаемые в виноградарских кругах люди,
и к их слову прислушиваются. Их слово - лучшая реклама.
Зачем они это делают? У меня есть два предположения на этот
счет.
Первое - некоторые из них, по-видимому, получают какой-то
процент от продажи саженцев-черенков нового "шедевра"
и за рекламу тоже.
Второе - мне кажется, есть такая группа людей-"коллекционеров",
для которой нет ничего слаще, чем, услышав разговор о каком-то
совсем новом сорте или гф, небрежно бросить "А… знаю.
Он у меня лет 10 назад был, я его давно уже топором вырубил".
Тщеславие удовлетворено, а больше, наверное, ничего и не надо…
Любовью к винограду как к культуре тут и не пахнет, тут
на первом месте , чаще всего, беззаветная любовь к деньгам.
Все это понять можно, жалко только, что покупаются на
такую удочку простые виноградари-любители. Но и это тоже понятно
- приемы агрессивного маркетинга хорошо известны и всегда
с успехом применяются на практике. И так как цена на новый
"шедевр" обычно очень большая, человек думает так:
"Ну не подсунут же за такие деньги какую-нибудь гадость",
и покупает. Расчет здесь верный, я иногда и сама себя ловлю
на такой мысли - "а может, себе купить, вон как хвалят…".
Есть
у второго способа отъема денег у населения вариант. Например,
доходы "селекционера" стали снижаться, уже у многих
растут его "шедевры" и цена на посадочный материал
стала падать. Автор "шедевров" забеспокоился: стало
меньше денег, а вкус к ним остался, но сил и места нет проводить
новые скрещивания. Да и желания особого нет - муторно все
это. Тогда делается так: старым "шедеврам" даются
новые звучные названия - и вперед, все по новой, снова деньги
потекли и слава опять-таки гремит по городам и весям.
Почему все это уголовно не наказуемо? Потому что вы
сами, купившись на рекламу, добровольно, в светлом уме и трезвой
памяти, отдаете деньги за мифические шедевры. Процесс этот
бесконечный, увлекательный и азартный, ведь каждый сезон на
рынок выбрасываются все новые и новые "шедевры",
куда круче предыдущих! Так что готовьте ваши денежки!
В идеале должно быть так: все
частные сеянцы, заявленные как новые сорта, сдаются на сортоиспытание
в соответствующие научные учреждения и без объективных характеристик
не имеют права появляться на рынке! Пока же рынок этот хаотичный:
здесь и тьма гибридов неизвестного происхождения, с придуманными
характеристиками, и заграничные формы, и старые сорта под
новыми названиями… Самое плохое во всем этом - это глупые
и неправдоподобные баллы устойчивости к болезням и морозу,
а еще технологическая оценка. Следы запутаны, словно в детективе,
чтобы никто потом не смог предъявить претензии. А ведь загрязняется
генофонд, обесцениваются достойные сорта, вводятся в заблуждение
многие виноградари-любители.
Такая ситуация
не может не тревожить, ведь большинство наших людей по-прежнему
верят печатному слову, а многие издания поддерживают и всячески
поощряют появление новых "шедевров".
Мой совет: не тратьте деньги на мифические супер-сорта. По
той простой причине, что идеальных сортов в природе просто
нет, есть лишь сорта, подходящие для конкретной зоны. Виноград
- культура времени и места, в разных районах, при разных почвах,
метеоусловиях, формировках, нагрузках и т.п., один и тот же
сорт может изменять свои характеристики в достаточно широких
пределах. А еще нужно помнить, что проверенный годами сорт,
о котором известно ВСЕ И ВСЕМ, даст сто очков вперед
любому новому "шедевру". Чем же закончится нынешняя
нездоровая ситуация, сложившаяся вокруг селекции винограда,
покажет, видимо, лишь время…
Светлана
Ивановна КРАСОХИНА, кандидат с.-х. наук (ВНИИВиВ им. Я.И.
Потапенко)
Поблагодарила
я Светлану Ивановну за ответ и задумалась- как же нам, бедным
виноградарям, не попасться на удочку новых сортов? Кто из
селекционеров настоящий, а кто поддельный? Чьи сорта заслуживают
нашего внимания, а кто создает новые сорта в погоне за прибылью?
Мало с нас нечестных перекупщиков, да тут еще и с селекцией
нужно разбираться!
|